Шри Чайтанья Махапрабху

Шри Чайтанья Махапрабху




ПРЕДСКАЗАНИЯ ЯВЛЕНИЯ ШРИ ЧАЙТАНЬИ МАХАПРАБХУ

 

Ведические писания предсказали приход и деятельность Шри Чайтаньи, объявив его воплощением Верховной Личности Бога, Шри Кришны.

са ховача рахасьям те вадишьями, джахнави-тире навадвипе голокакхье дхамни говиндо двибхуджо гаурах сарватма махапурушо махатма махайоги тригунатитбхавантах сатва-рупо бхактим локе кашьятити тад эте шиоко бхавати

Чайтанья-упанишад из «Атхарва-веды», текст 5



«Брахма молвил: «Я раскрою тебе секрет! На берегу Джахнави (Ганги) в Навадвипе, что зовется Голока-дхамой, великий, трансцендентный к трем гунам материальной природы Говинда в двуруком облике Гауры, величайший мистик, чья форма вечна, явит бхакти всему миру».

эко девах сарва рупи махатма гауро рактам шьямала-швета-рупах чаитаньятма са ваи чаитанья- шактир бхактакаро бхактидо бхактиведьях

Чайтанья-упанишад из «Атхарва-веды», текст 6



«Этот единый Господь, Верховная Личность Бога, чье трансцендентное тело золотистого цвета, в предыдущие века воплощался в телах красного, темного и белого цвета. В Своей изначальной форме как Шри Чайтанья Он воистину является жизненной силой, олицетворением бхакти, Богом и знатоком бхакти».

са эва мула-ман трам джапати харир ити Кришна ити рама ити

Чайтанья-упанишад из «Атхарва-веды», текст 11



«Он поет маха-мантру Харе Кришна, состоящую из имён: Хари, Кришна и Рама».

я энам расояти бхаджати дхьяяти со папманам тарати со путо бхавати, со таттвам

джанати со тарати шокам гатис тасьясте наньясьети

Чайтанья-упанишад из «Атхарва-веды», текст 19



«Тот, кто почитает Шри Чайтанью, поклоняется Ему и памятует о Нем, – освобождается от всех грехов. Он очищается, познаёт Абсолютную Истину и выходит из-под власти страданий. И нет другого пути для достижения такого совершенства».

антах кришно бахир гаурах

сангопангастра-паршадам

шачи-гарбхе самапнуйам

майа-мануша-карма-крит

«Сканда-пурана»



ЯВЛЕНИЕ И ДЕТСКИЕ ИГРЫ

 

Шри Чайтанья Махапрабху явил себя в Навадвипе (штат Западная Бенгалия) вечером 18 февраля 1486 года.

Его отец Шри Джаганнатха Мишра и мать Шачидеви принадлежали к брахманским семьям и, как все добродетельные брахманы, жили достаточно бедно, в соответствии с ведическим укладом. До явления Шри Чайтаньи Махапрабху у них было много дочерей, но так или иначе они все умерли в раннем возрасте, поэтому родительская любовь была отдана двум оставшимся сыновьям – Вишвамбхаре (таким именем Махапрабху нарек отец его матери, Ниламбара Чакраварти Пандит, который, будучи прославленным астрологом, предсказал Шри Чайтанье великое будущее) и его брату Вишварупе.

Махапрабху был очень красивым ребенком, и женщины со всего города приходили с подарками посмотреть на него. За золотистый цвет его кожи соседские женщины прозвали его Гаурахари, а мать назвала сына Нимаем в честь дерева Ним, под которым он родился.

По воле Господа в вечер явления Махапрабху произошло лунное затмение, и все жители Надии – индусы и мусульмане – как и полагается во время затмений, повсеместно совершали омовения в водах Ганги и пели ведические гимны и мантры.

Явление Шри Чайтаньи в лунное затмение указывало на особый характер его миссии – проповедовать важность совместного воспевания святых имен Господа в эпоху Кали (последняя из четырех эпох в ведическом цикле времени). В это время конфликты возникают по малейшему поводу, поэтому для нынешнего века шастры (священные писания) предлагают универсальную основу самоосознания — воспевание святых имен Господа как единую основу общечеловеческой религии. Так, еще младенцем Господь мгновенно переставал плакать, стоило окружавшим его женщинам начать петь Святые Имена и хлопать в ладоши. Соседи наблюдали это необычайное явление с трепетом и благоговением. Иногда юные девушки забавлялись тем, что сначала специально заставляли Господа плакать, а потом успокаивали его звуками Святого Имени.

 



УЧЕНИК. ДОМОХОЗЯИН. ВЕЛИКИЙ УЧЕНЫЙ

 

На восьмом году жизни Нимай был принят в школу Гангадаса Пандита, в которой, однако, проучился всего лишь два года. Но и этого времени ему было достаточно, чтобы в полной мере усвоить грамматику санскрита и риторику. Далее он продолжил занятия дома по книгам своего отца, который, как уже говорилось, был пандитом (высокообразованным ученым).

Таким образом к своим десяти годам Нимай стал уже большим знатоком грамматики, риторики, смрити (священных писаний, дополняющих изначальные Веды) и ньяи (подробной системы логики и полемики), изучив все эти науки самостоятельно.

В возрасте пятнадцати лет Махапрабху женился на Лакшмиприи, дочери Валлабхачарьи, также родом из Навадвипы. Однако так случилось, что Лакшмидеви рано покинула этот мир из-за осложнений от змеиного укуса, и Махапрабху исключительно по просьбе своей матери по прошествии некоторого времени женился во второй раз на Вишнуприи, дочери пандита Санатана Мишры.

Когда ему едва исполнилось шестнадцать лет, он открыл свою собственную чатушпатхи, сельскую школу. Здесь, даже на занятиях по грамматике, он рассказывал о Кришне, Верховной Личности Бога. Шрила Джива Госвами, один из ближайших последователей Чайтаньи Махапрабху, впоследствии составил учебник по санскритской грамматике, в котором все правила объяснялись на примерах со святыми именами Господа. Примечательно, что в бенгальских школах до сих пор пользуются этим учебником под названием «Хари-намамрита-вйакарана».

К этому времени Махапрабху считался уже одним из лучших ученых Навадвипы, слава которой как центра образования гремела тогда на всю Индию. Ученые-пандиты создали обширную литературу на санскрите, и Навадвипа стала лучшим местом изучения этого древнего языка ведических писаний. Здесь постоянно проходили дискуссии на основе священных текстов. Однако многие признанные пандиты просто-напросто боялись вступать в философские диспуты с Махапрабху, дабы не быть публично побежденными и опозоренными.

Зачастую Нимай любил устраивать со своими друзьями философские диспуты, выдвигая и доказывая с помощью логики и множества других аргументов определенный тезис. Когда же соперники соглашались с его утверждением, Нимай, уже с помощью других аргументов, умудрялся не только доказать совершенно обратное, но и убедить в этом своих сверстников. Наконец, когда друзья соглашались с ним во второй раз, Нимай вновь авторитетно и убедительно опровергал свои же доводы, а его друзьям ничего не оставалось делать, кроме как в третий раз покорно согласиться с ним.

В возрасте семнадцати лет Чайтанья совершил путешествие в Гаю, сопровождаемый множеством своих студентов. Там он принял духовное посвящение от Ишвары Пури, ученика известного вайшнавского святого Мадхавендры Пури. Будучи самой Верховной Личностью Бога, Шри Кришной, Махапрабху, в сущности, не было надобности принимать посвящение у духовного учителя. Однако этим актом, на своем примере Махапрабху показал обычным людям, как совершенным образом оказывать почтение Шри Гуру (духовному учителю), и какова важность принятия у него посвящения. 

По возвращении в Навадвипу Чайтанья начал проповедовать бхагавата-дхарму (науку о преданном служении Богу), но теперь его духовная природа проявила себя настолько ярко, что для всего близкого окружения была поразительна та перемена, которая произошла в юном Нимае. Это был уже не готовый в любую минуту вступить в философское состязание спорщик и не язвительный ритор, беспощадно сокрушающий гордыню многих ученых-пандитов. Казалось, теперь он переживает больше внутренние чувства и эмоции. Так, услышав имя Господа Кришны, Чайтанья, переполняемый любовью к Господу, погружался в духовный транс и порой даже терял сознание.

Именно в то время он совместно со Шривасой Пандитом и другими искренними последователями открыл вечернюю школу киртана (совместного воспевания Святых имен Бога). К нему присоединился самый близкий спутник –Нитьянанда Прабху, только что завершивший свое путешествие по всей Индии с проповедью. Начиная с этого момента и вплоть до двадцатитрехлетнего возраста Махапрабху проповедовал свои принципы не только в Навадвипе, но и во всех значимых городках и деревнях области.

Бывало даже, что Махапрабху являл чудеса, свидетельствующие о его Божественной природе. К примеру, однажды в разгар киртана в доме Шривасы Тхакура он спросил у преданных, чего бы им хотелось отведать, и узнав, что они хотят манго, попросил манговое семя, хотя сезон этих фруктов еще не наступил. Когда ему принесли семя, он посадил его во дворе у Шривасы, и оно тотчас же проросло. На глазах у всех побег превратился во взрослое дерево, и ветви его согнулись под тяжестью спелых плодов, которых было больше, чем преданные могли съесть. Дерево так и осталось стоять во дворе Шривасы, и с тех пор преданные снимали с него столько плодов, сколько хотели, а сами плоды отличались отсутствием семян и кожуры.

Весь мир был потрясен духовным могуществом Махапрабху, и многие сотни еретиков перешли на Его сторону после этого происшествия. В Навадвипе сохранилась усыпальница Кази. Паломники-индусы по сей день приходят туда, чтобы поклониться ему. В Навадвипе и поныне живут потомки Кази, которые никогда, даже во время индо-мусульманских столкновений, не препятствовали санкиртане. Этот случай доказывает, что Нимай Пандит не был так называемым «робким вайшнавом». Истинный вайшнав – это бесстрашный преданный Господа, готовый на все во имя правого дела и достижения цели.

 



ОТРЕЧЕНИЕ. ПУТЕШЕСТВИЯ. ПРОПОВЕДЬ

 

Однажды Махапрабху, отдавая должное почтение чистому преданному служению девушек Враджа (Вриндавана) Кришне, вместо имен Господа воспевал святые имена этих гопи (пастушек). В это время к нему подошли несколько его учеников. Они были крайне удивлены, услышав, что Господь повторяет имена гопи. По глупости они спросили Господа, почему он повторяет имена гопи, и посоветовали ему повторять имя Кришны, тем самым нарушив медитацию Господа. Он отчитал их и выгнал вон. Эти ученики были сверстниками Господа и вообразили, что равны ему. Собравшись вместе, они решили, если он еще раз осмелится наказать их подобным образом, они нападут на него.

После этого случая несколько завистливых и низкодушных брахманов стали искать ссоры с Махапрабху и вошли в противостояние с ним. По своей природе Нимай Пандит был мягкосердечен, хотя и очень строг в своих принципах. Он объявил, что разделение и сектантство – два великих врага прогресса, и пока он будет продолжать оставаться обитателем Навадвипы, принадлежащим к определенному роду, его миссия не будет полностью успешной. Так он решил стать гражданином мира и, оборвав всякие связи со своей семьей, кастой и вероисповеданием, принять сан санньяси (полного отречения от материальной жизни и посвящения себя духовному самоосознанию). Пятьсот лет назад общество находилось не в таком упадке, как сейчас, и люди обычно оказывали почтение санньяси, а санньяси строго следовали правилам и предписаниям отреченного образа жизни. Поэтому принятие санньясы по замыслу Махапрабху должно было сыграть положительную роль в его проповеднической миссии.

Когда Махапрабху размышлял о принятии санньясы, Навадвипу посетил Кешава Бхарати – отшельник, живший в Катве (Бенгалия). Именно он по просьбе Махапрабху посвятил его в санньясу. Так на исходе двадцать четвертого года своей жизни Господь принял отреченный уклад жизни.

Шри Чайтанья Махапрабху, путешествуя таким образом по разным городам и провинциям Индии, буквально за шесть лет наполнил весь субконтинент движением санкиртаны, а также вновь открыл и подарил всему миру Вриндаван – святыню, неотличную от вечной обители Шри Кришны в духовном мире.

 



ПУРИ. ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ

 

Покинув Бенарес, Махапрабху вернулся в Пури. С этого времени, то есть с тридцать первого года жизни, и вплоть до своего ухода в возрасте сорока восьми лет Махапрабху безвыездно оставался в Пури. В течение последних восемнадцати лет его жизнь была подвигом постоянной любви и благочестия. Он был окружен многочисленными последователями, которые все без исключения были вайшнавами высочайшего уровня и отличались от обыкновенных людей своей чистотой и ученостью, твердостью в религиозных принципах.

Махапрабху спал очень мало. Он поклонялся в храме, поддерживал связь со своими миссионерами во Вриндаване и беседовал с религиозными людьми. Гауранга мало говорил – он учил своим примером. Он пел, танцевал и то и дело забывался в духовном блаженстве. Каждый, кто приходил к нему, начинал верить, что это Сам Господь, сошедший в мир, чтобы принести благо всему человечеству. По своей природе Махапрабху был в высшей степени благожелателен, само смирение воплотилось в нем. Он никогда не отказывал в поучениях тем, кто просил об этом.

Так наступил 1534 год... Однажды преданные увидели, как он вошел в храм Тота-гопинатха, однако обратно не вышел…

Господь Шри Чайтанья Махапрабху являл свои трансцендентные деяния в течение сорока восьми лет и покинул наш мир в 1534 году в Пури.

Хотя в юности Господь Чайтанья был широко известен как ученый-пандит и его духовное наследие безгранично, он оставил после себя лишь восемь стихов под названием «Шикшаштака». В этих важных стихах-молитвах раскрываются его миссия и заповеди. Все другие обширные произведения о нем были составлены основными последователями Господа – шестью Госвами Вриндавана и их учениками.

Ранние годы жизни Господа описаны одним из его самых близких преданных из современников, Шрилой Мурари Гуптой, а более поздний период жизни освещен его личным секретарем Шри Дамодарой Госвами, который практически не разлучался с Господом в Пури. Эти двое преданных описали почти все события, в которых участвовал Господь. Впоследствии на основании этих кадач (записей) были написаны книги: «Чайтанья-Бхагавата» Вриндавана даса Тхакура (в которой описываются ранние годы жизни Махапрабху) и «Чайтанья-Чаритамрита» Шрилы Кришнадаса Кавираджи Госвами (посвященная, в основном, учению Господа).

Господь Чайтанья наказал своим ученикам писать книги по науке о Кришне, и эту задачу его последователи продолжают выполнять до сегодняшнего дня. Именно благодаря системе ученической преемственности, философия, которой учил Господь Чайтанья, на сегодня является весьма обширной, точной и последовательной. Культ философии Шри Чайтаньи Махапрабху признан живой религией наших дней. Со всем достоинством и высшим авторитетом эта миссия в двадцатом столетии продолжена Бхактисиддхантой Сарасвати Госвами Махараджем и его выдающимся учеником, одним из величайших философов и духовных деятелей современности – А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой – ачарьей-основателем Международного общества Сознания Кришны.

Именно благодаря миссии Шрилы Прабхупады, в которой он огромное значение уделял толкованию и переводу на различные языки мира священных писаний и трудов предыдущих духовных учителей, мы можем соприкоснуться с этими драгоценными трудами.